Холев Николай Иосифович (1858—1899)

В 1881 году окончил юридический факультет Петербургского университета и сразу же определился помощником присяжного поверенного в Петербургской судебной палате, где и началась его адвокатская деятельность. Известность приобрел он не сразу. Только через пять-шесть лет ему довелось выступить в крупном процессе, где он во всю ширь проявил свои ораторские способности. Его речам, как и речам К. Ф. Хартулари, свойственна деловитость и уверенность в слове. Лучшей речью Холева является речь в защиту Максименко и речь по делу о крушении парохода «Владимир».

Его характерной чертой является большая добросовестность и трудолюбие при ведении судебных дел. Он всегда тщательно готовится к выступлениям в суде, изучая во всех подробностях дело, активно участвует в судебном следствии. Доказательства, собранные по делу, обстоятельно и полно освещает в речи.

Речи его, правда, суховаты, в них нет блеска, острого юмора, боевого полемического задора; он не способен на глубокие психологические экскурсы. Успех Холева объяснялся умением добросовестно собирать, доказательства и правильно представить их суду. Например, его речь в защиту Максименко — это упорный, кропотливый труд. Каждое доказательство, которым он оперирует, тщательно проверено. Анализируя доказательства, он строго последователен. Логику его речи трудно оспорить. Большое впечатление производит его полемика с медицинской экспертизой. По специальным вопросам медицины, возникшим в суде, он эрудирован и свободно полемизирует с авторитетными экспертами. Речи Холева — образец предельно добросовестного отношения к обязанностям адвоката. Холев не был в первой шеренге дореволюционных русских ораторов, ему не хватало глубоких знаний, которыми обладал Спасович, житейской мудрости и умения проникать в чужие сердца, способности к тонкому психологическому анализу — качеств, которыми был так богат Плевако; он не обладал острым полемическим задором Урусова, его речи лишены были того блестящего литературного стиля, который был присущ речам Андреевского. Однако Холев принадлежал к числу известных дореволюционных адвокатов, выступал  в крупных   процессах, где большим  трудом и усердием добивался успеха.

К списку адвокатов