Речь по делу Максименко

Адвокат Плевако Ф. Н.

Если в чае яда дать не могла подсудимая, если и вас, как и меня, открытый образ действий ее во время подачи чая мужу и отсутствие цели отделаться от мужа, человека не злого и не тирана, и, наоборот, невыгодность подобного действия, которое разоряет ее, передавая ее состояние в чужие руки, — если все это и вас распо­лагает не доверять выводам, сделанным из недостаточных данных, то нет места ее содействию, и нет надобности иному лицу в сотова­рище, далеко не представляющем из себя умного и надежного сообщника, каковой она была и по летам, и по развитию.

Где же тогда виновник и кто он? Неужели же отпустить при­влеченных, не указав достойную для правосудия жертву? Не раз­разятся ли тогда на вас и на нас люди, подрывающие способность вашу служить делу правосудия? Что скажут о вас?

Не дело защиты указывать виновника, — ее дело отстаивать того, чья вина не доказана или опровергнута.

Правосудие — вовсе не путь, которым, как жребием, выде­ляется из общества жертва возмездия за совершившиеся грехи, очищение лежащего на обществе подозрения.

Правосудие есть всестороннее изыскание действительного ви­новника, как единственного лица, подлежащего заслуженной казни.

Вы являетесь в этой работе лицами, содействующими от общества законной власти, поставленной на страх злодеям, на защиту непо­винных. Являясь сюда, вы несете не беспринципную власть народ­ную карать или миловать, — страшно было бы жить там, где суды по произволу убивали бы неповинных и провозглашали бы дозволительность и безнаказанность злодеяний самих в себе.

Только в этом случае были бы правы ваши порицатели.

Но если вы принесли сюда здравое понимание вашего положе­ния, положения людей, исполняющих повинность государству, тогда не опасайтесь ничего, кроме неправды, в вашем приговоре.

Если вы будете требовательны к доказательствам обвинения, если трусливость перед тем, что скажут о вас, не заставит вас уни­зиться до устранения рассудительности в вашем решении, — вы только исполните вашу миссию.

Законодателю дороги интересы своих подданных, и чтобы нап­расно не погиб человек жертвой ограниченности всякого человече­ского дела, он, вручая органам своей воли суд и преследование, тре­бует от них проверки своих взглядов, прежде чем дать им перейти в грозную действительность карающего правосудия.